Задачи: снять психическое напряжение у учащихся путем переключения на другой вид деятельности; формировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие и первоначальные знания по самостоятельному выполнению физических упражнений.
Условия проведения: Физкультминутки проводятся в течение 2-3 минут в момент проявления у учащихся признаков утомления. Комплекс включает в себя 3-4 упражнения.
Виды физкультминуток:
— упражнения для снятия общего и локального утомления;
— упражнения для кистей;
— гимнастика для глаз;
— гимнастика для улучшения слуха;
— упражнения для профилактики плоскостопия;
— упражнения, корректирующие осанку;
— дыхательная гимнастика.
Гимнастика для глаз
1. Закрыть глаза, выполнить круговые движения глазными яблоками влево-вправо. Повторить 2- 3 раза в каждую сторону. Поморгать глазами. Повторить 5- 6 раз.
2. Чтобы отдохнули глаза, можно, не вставая с места, посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
3.Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз
4.В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
5. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза).
6. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза).
7. Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты.
Физминутка в игровой форме
-1-
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
— 2 –
Из — за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно,
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом, на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки.
И потопаем немножко.
— 3 –
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – за парты сесть опять.
— 4 —
Поднимает руки класс
Поднимает руки класс—
Это «раз», (Потягивания под счет учителя.)
Повернулась голова —
Это «два». (Движения головой.)
Руки вниз, вперед смотри —
Это «три».
(Приседания.)
Руки в стороны пошире
Развернули на «четыре». (Повороты туловища.)
С силой их к плечам прижать —
Это «пять». (Движения руками.)
Всем ребятам тихо сесть
Это «шесть». (Ходьба на месте.)
— 5 —
Дышим носом глубоко,
Дышим носом глубоко-
Поднимаемся легко.
(Приседания.)
Наклоняемся вперёд.
Прогибаемся назад.
Как деревья ветер гнёт.
Так качаемся мы в лад-
(Наклоны взад-вперёд.)
Головой теперь покрутим-
Так мы лучше думать будем.
Поворот и поворот,
А потом наоборот.
(Вращения головой в стороны.)
Встанем, дети, на носочки —
(Потягивания — руки вверх.)
На зарядке ставим точку.
ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ РУК И ПАЛЬЦЕВ
- Соедините поочерёдно пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца или, наоборот, с большого пальца.
- Соедините кисти рук и разведите пальцы в стороны, изображая цветочек. Затем сомкните пальцы, и у вас получится бутончик. Чередуйте задания “цветочек”, “бутончик”.
- Соедините пальцы обеих рук так, будто в руках держите маленький шарик, и постепенно начинайте шарик надувать. Шарик увеличивается, и пальчики разводятся в стороны.
- Раскройте ладошку, поставьте её перед собой и постукивайте пальцами другой руки, изображая бег лошадок.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ НА РЕГУЛЯЦИЮ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
Не боюсь
Я скажу себе, друзья,
Не боюсь я никогда
Ни диктанта, ни контрольной,
Ни стихов и ни задач,
Ни проблем, ни неудач.
Я спокоен, терпелив,
Сдержан я и не хмурлив,
Просто не люблю я страх,
Я держу себя в руках.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РАЗРЯДКА:
- нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница;
- улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо;
- устать, как папа после работы, человек, поднявший груз, муравей, притащивший большую муху;
- отдохнуть, как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, который много потрудился, уставший воин.