Электронные образовательные ресурсы Беларуси

 

Инструктивно-методическое письмо

по использованию электронных средств обучения

в образовательном процессе

В целях развития процесса информатизации в сфере национальной системы образования в Республике Беларусь реализуются мероприятия программы «Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007-2010 годы», утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 марта 2007 г. № 265 и отраслевой программы «Электронный учебник», утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь 26.12.2006 №129, которыми предусмотрена разработка электронных средств обучения.

 

Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе направлены на повышение эффективности и качества обучения учащихся.

Электронные средства обучения (далее –  ЭСО) – программные средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения средствами информационно-коммуникационных технологий, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. По своему методическому назначению электронные средства обучения можно подразделить на следующие виды:

обучающие программные средства – обеспечивают необходимый уровень усвоения учебного материала;

программные средства (системы) – тренажёры, обеспечивают отработку умений учащихся, осуществляют самоподготовку и используются при повторении или закреплении учебного материала;

контролирующие программные средства – программы, предназначенные для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом;

информационно-поисковые, информационно-справочные программные средства позволяют осуществить выбор и вывод необходимой информации. Их методическое назначение – формирование умений учащихся по поиску и систематизации информации;

моделирующие программные средства предоставляют учащимся основные элементы и типы функций для моделирования определенной реальности. Они предназначены для создания модели объекта, явления, процесса или ситуации (как реальных, так и виртуальных) с целью их изучения, исследования;

демонстрационные программные средства обеспечивают наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами;

учебно-игровые программные средства позволяют «проигрывать» учебные ситуации (например, с целью формирования умений принимать оптимальное решение или выработки оптимальной стратегии действия);

досуговые программные средства используются для организации деятельности учащихся во внеклассной работе.

ЭСО, используемые в образовательном процессе, должны соответствовать общедидактическим требованиям: научности, доступности, проблемности, наглядности, системности и последовательности предъявления материала, сознательности обучения, самостоятельности и активности деятельности, прочности усвоения знаний, единства образовательных, развивающих и воспитательных функций.

Из числа эргономических требований к ЭСО, которые основываются на учете возрастных особенностей учащихся, целесообразно выделить требование, связанное с обеспечением гуманного отношения к ученику, организации в ЭСО интуитивно понятного интерфейса и простоты навигации, свободной последовательности и темпа работы (кроме работы с контрольными тестовыми заданиями, где время работы строго регламентируется).

 

Использование ЭСО в образовательном процессе

Использование ЭСО в образовательном процессе дает педагогам дополнительные дидактические возможности:

обратную связь между пользователем и ЭСО, что позволяет обеспечить интерактивный диалог;

компьютерную визуализацию учебной информации, предполагающую реализацию возможностей современных средств визуализации объектов, процессов, явлений (как реальных, так и виртуальных), а также их моделей, представление их в динамике развития, во временном и пространственном движении, с сохранением возможности диалогового общения с программой;

компьютерное моделирование изучаемых объектов, явлений, процессов;

автоматизацию процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельностиобработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента. Это позволяет констатировать результаты экспериментов; варьировать значениями параметров (например, физических величин) адекватно условиям эксперимента; осуществлять постановку гипотезы эксперимента, ее проверку, модифицировать исследуемую ситуацию по результатам эксперимента, прогнозировать результаты исследования;

автоматизацию процессов управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения учебного материала: генерирование и рассылка организационно-методических материалов, загрузка и передача их по сети и т.п.

Обозначим ряд ключевых аспектов использования ЭСО в образовательном процессе:

мотивационный аспект –  создают условия для максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей учащихся, широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня подготовки, удовлетворения образовательных потребностей, раскрытия творческого потенциала учащихся;

содержательный аспект – дополняют учебник теми элементами, которые он реализовать не может (в ЭСО можно быстрее найти нужную информацию, оперировать ею, работать с наглядными моделями труднообъяснимых процессов);

учебно-методический аспект – обеспечивают учебно-методическое сопровождение учебного предмета. ЭСО можно применять при подготовке к уроку; непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний); для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала и т.д.;

организационный аспект – могут быть использованы при классно-урочной, проектно-групповой, индивидуальной моделях обучения, во внеклассной работе;

контрольно-оценочный аспект – позволяют осуществлять различные виды контроля: поурочный, тематический, промежуточный и итоговый.

Необходимо отметить, что использование ЭСО в образовательном процессе значительно влияет на формы и методы представления учебного материала, характер взаимодействия между обучаемым и педагогом, и, соответственно, на методику проведения занятий в целом. Вместе с тем ЭСО не заменяют традиционные подходы к обучению, а значительно повышают их эффективность. Главное для педагога – найти соответствующее место ЭСО в образовательном  процессе.

Любой из типов уроков (изучения нового материала; совершенствования знаний и умений; обобщения и систематизации знаний; комбинированный; контроля и коррекции знаний и умений) может быть проведен с использованием ЭСО.

Возможные варианты проведения уроков с использованием ЭСО:

– класс разбивается на 2-3 группы, одна из групп направляется в компьютерный класс, а затем через 10-15 минут ее сменяет следующая;

– вся обучаемая группа находится в помещении компьютерного класса, а непосредственно с компьютерами работает в определенные отрезки времени только часть учащихся;

– в классе постоянно находятся 2-3 компьютера.

Применение ЭСО возможно также при подготовке и проведении учителем факультативных занятий, организации самоподготовки.

Выбор форм, методов и средств обучения и воспитания определяются учителем самостоятельно на основе сформулированных учебной программой требований к знаниям и умениям учащихся с учетом их возрастных и психологических особенностей, а также уровня обученности.

Одним из условий эффективного использования ЭСО является анализ и самоанализ урока. Анализ и самоанализ урока с использованием ЭСО может осуществляться педагогами по следующим критериям:

1) обоснованность и целесообразность использования ЭСО на уроке;

2) организация работы класса и каждого учащегося с ЭСО;

3) деятельность учителя во время работы учащихся с ЭСО;

4) деятельность учащихся во время демонстрации учебных материалов с помощью ЭСО;

5) деятельность учителя после окончания работы учащихся с ЭСО;

6) организация работы класса и каждого учащегося по закреплению знаний, полученных с помощью ЭСО;

7) соблюдение санитарно-гигиенических норм работы с ЭСО.

Использование ЭСО в образовательном процессе обеспечивает:

– индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения за счет реализации возможностей интерактивного диалога, самостоятельного выбора режима учебной деятельности, организационных форм и методов обучения;

– предоставляет учащемуся инструменты исследования, конструирования, формализации знаний о предметном мире;

– расширение и углубление знаний и умений по изучаемому предмету за счет возможности моделирования, имитации изучаемых процессов и явлений, организации экспериментально-исследовательской деятельности, экономии учебного времени, автоматизации рутинных операций вычислительного, поискового характера;

– расширение сферы самостоятельной деятельности учащихся (как индивидуальной, так и групповой, коллективной) за счет возможности организации разнообразных видов учебной деятельности (экспериментально-исследовательской, учебно-игровой и т.д.);

– формирование информационной культуры учащихся;

– повышение мотивации обучения за счет компьютерной визуализации изучаемых объектов и закономерностей, возможности управления изучаемыми объектами, ситуацией, самостоятельного выбора форм и методов обучения.

 

Гигиенические требования к организации образовательного процесса

 

При организации образовательного процесса с использованием ЭСО учителя должны руководствоваться следующими нормативными документами:

– Санитарными правилами и нормами 9-131 РБ 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы»;

– постановлением Министерства здравоохранения от 30 мая 2006 г. № 70 «О внесении изменений и дополнений в Санитарные правила и нормы 9-31 РБ 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы».

–методическими рекомендациями «Здоровьесбережение учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (комплексный подход)», утвержденными Министерством образования Республики Беларусь от 12.06.2006 // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. – 2006. – № 15.

При проведении занятий в компьютерных классах обязательно чередование теоретической и практической работы с персональным компьютером (далее – ПК) на протяжении урока. Продолжительность занятий с использованием ПК зависит от возраста учащихся, технических данных ПК, характера и сложности выполняемой работы.

В соответствии с последними рекомендациями длительность работы за компьютером не должна превышать:

– на развивающих игровых занятиях: для детей 6 лет – 10 минут; для учащихся (II-IV классов) – 15 минут; для учащихся V-VII классов, имеющих навыки работы с ПК, – 20 минут;

– на уроках информатики: у учащихся VIII-IX классов – 25 минут; у учащихся IX – X классов – 40 минут.

Для предупреждения развития переутомления при работе с ПК необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий:

– устраивать перерывы после каждого академического часа занятий, независимо от учебного процесса, длительностью не менее 10 минут;

– проводить во время перерывов сквозное проветривание компьютерного класса с обязательным выходом учащихся из него;

– подключать таймер к ПК или централизованно отключать свечение информации на экранах мониторов с целью обеспечения нормируемого времени работы на ПК;

– проводить упражнения для глаз через каждые 20-25 минут работы с использованием ПК. При появлении зрительного дискомфорта, выражающегося в быстром развитии усталости глаз, рези, мелькании точек перед глазами и т.п., упражнения для глаз проводятся индивидуально, самостоятельно и раньше указанного времени;

– для снятия статического напряжения должны осуществляться физкультурные минутки в течение 1-2 минут целенаправленного назначения индивидуально или организованно при появлении начальных признаков утомления;

– для снятия общего утомления, улучшения функционального состояния нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также мышц плечевого пояса, рук, спины, шеи и ног следует проводить физкультпаузы во время перерывов в течение 3-4 минут.

Факультативные занятия с использованием ПК должны проводиться не чаще 2 раз в неделю. Продолжительность непосредственной работы на ПК не должна превышать: у детей I-IV классов на игровых занятиях в заданном темпе – 10 минут, смешанных занятиях с отвлечениями от работы с компьютером, в свободном режиме – 30 минут; для детей, начиная с  V класса на игровых занятиях в заданном темпе – 30 минут, смешанных занятиях – 60 минут. Обязательно соблюдение режима работы на ПК и проведение профилактических мероприятий.

 

Рекомендации по эффективному использованию ЭСО

 

С целью оптимизации использования ЭСО рекомендуем в общеобразовательных учреждениях иметь следующую документацию: журнал использования ЭСО в образовательном процессе, журнал учета имеющихся в образовательном учреждении ЭСО (включая мультимедийные презентации, разработанные педагогами).

 

 

Примерная форма журнала использования ЭСО в образовательном процессе

 

п/п

Дата Учебный предмет Название ЭСО Класс,

тема урока

Ф.И.О.

учителя

Примечание

 

Примерная форма журнала учета имеющихся в образовательном учреждении ЭСО

по реестру

Название Разработчик Год

разработки

Краткое описание (аннотация) Место хранения Примечание

 

Загрузка компьютерной техники

В соответствии с решением заседания Совета по проблемам информатизации системы образования при Министерстве образования Республики Беларусь от 24.06.2009 управлениям образования облисполкомов, комитету по образованию Мингорисполкома рекомендовано увеличить загрузку компьютерных классов в учреждениях образования до 45 часов в неделю, уделив основное внимание внедрению ЭСО по учебным предметам.

 

Школьная библиотека – центр информационных ресурсов

В соответствии с Программой развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007 – 2016 годы (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.05.2007 № 725) предусмотрены мероприятия по планомерной модернизации библиотек общеобразовательных учреждений и преобразовании их в центры информационных ресурсов. Оснащение школьных библиотек техническими и программными средствами учебного назначения позволит создать на их базе медиацентры, которые дадут возможность учащимся и педагогам использовать средства информационных технологий для подготовки к урокам, самообразования.

С целью обеспечения более широкого доступа учащимся к компьютерам, подключенным к сети Интернет, рекомендуется установить компьютеры в школьных библиотеках и подключить их к сети Интернет.

 

Республиканский конкурс «Компьютер. Образование. Интернет»

В целях выявления наиболее содержательных и значимых образовательных информационных ресурсов, популяризации использования современных информационно-коммуникационных технологий в образовании, выявлении и развитии интеллектуального и творческого потенциала учащихся и педагогов общеобразовательных учреждений,  а также учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования, Министерство образования Республики Беларусь планирует проведение в 2009/2010 учебном году V республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет». Информация о проведении конкурса публикуется на сайтах Министерства образования Республики Беларусь – www.minedu.unibel.by, учреждения «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь» – www.giac.unibel.by, Республиканском портале «Профессиональное образование» – http//ripo.unibel.by.

Управлениям образования облисполкомов и комитету по образованию Минского городского исполнительного комитета рекомендуется своевременно информировать участников образовательного процесса об условиях проведения конкурса, стимулировать к участию и оказывать содействие при  его подготовке.

 

Интернет ресурсы системы образования

Министерство образования Республики Беларусь www.minedu.unibel.by
НМУ «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь www.adu.by
Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь www.giac.unibel.by
ГУО «Академия последипломного образования» www.academy.edu.by
Республиканский институт контроля знаний www.rikz. unibel.by
Республиканский институт профессионального образования www.ripo.unibel.by
ГУО «Минский областной институт развития образования» www.moipk.minsk-region.edu.by
ГУО «Минский городской институт развития образования» www. ipk.minsk.edu.by
Минский городской методический портал http://www.mp.minsk.edu.by

С октября 2009 года планирует начать работу Белорусский национальный образовательный Интернет-портал, который будет являться единой точкой доступа ко всем образовательным ресурсам системы образования Республики Беларусь.

На вышеперечисленных сайтах будут размещены методические материалы по организации образовательного процесса с использованием ЭСО, организации системы повышения квалификации педагогов и другая полезная информация.

Перечень сайтов по учебным предметам типового учебного плана будет размещён на сайте НМУ «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь – www.adu.by

 

Перечень электронных средств обучения

 

Ниже приведен перечень ЭСО отраслевого фонда программных средств Главного информационно-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь (ГИАЦ); в который вошли ЭСО, прошедшие только техническую и дизайн-эргономическую экспертизу ГИАЦ; ЭСО, разработанные за счет средств республиканского бюджета, а также ЭСО победителей республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет».

ЭСО, разработанные за счет средств республиканского бюджета, а также ЭСО победителей республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет» 2006-2009 гг. распространяются ГИАЦ Министерства образования бесплатно.

В ГИАЦ Министерства образования Республики Беларусь можно получить подробную информацию о всех электронных средствах обучения, а также познакомиться с их содержанием.

 

Наименование ЭСО Разработчик,

год разработки

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
*Беларуская мова. Пачатковая школа. Частка 1 РБ / Софт-Перспектива, 2007
*Русский язык. Начальная школа. 2-4 классы. Речевой этикет РБ / ЦИРК БГУ, 2008
*Человек и мир. 1-3 классы РБ / ЦИРК БГУ, 2008
*Музыка. Виртуальная творческая лаборатория. 4 класс РБ / МедиуМ, 2008
*Начальная школа. Занятия по интересам. 2-4 классы. Развитие способностей учащихся на основе электронных дидактических игр РБ / ЦИРК БГУ, 2008
*Русский язык. Начальная школа. 2-3 классы. Занимательная грамматика (для детей с нарушением слуха) РБ / ЦИРК БГУ, 2008
**Математическое лото авт. Савчик В.С. Гимназия №1 г. Мяделя Минской области
**Изобразительное искусство, 1 класс авт. Сабич В.Н. Гимназия №22 г. Минска
**Электронная поддержка учебного пособия «Учись рассуждать» авт. Славников В.В. СШ №2 г. Чаусы Могилевской области
**Набор игр «Игровая площадка» авт. Садовский Е.М. Семенова В.Г., Гордей Д.Н., Богданович В.С. СШ №27 г. Бобруйска Могилевской области
ПМК «Математика. Начальная школа» РБ / ИНИС-СОФТ, 2000
ПМК «Русский язык. Начальная школа» РБ / ИНИС-СОФТ, 2000
ПМК «Начальная школа: развиваем речь» РБ / Инфотриумф, 2007
ПМК «Пачатковая школа. Беларуская лексіка» РБ / Инфотриумф, 2007
ПК «Гуляй и вучыся» РБ / ИНИС-СОФТ, 2007
ПМК «Учимся думать» РБ / Инфотриумф, 2003
МИККИ РБ / Инфотриумф, 1999
Музыкальный класс РФ / КиМ
Суперинтеллект РФ / Новый диск
ПМК «Роботландия» РФ / Роботландия
БЕЛОРУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
*ПМК «Беларуская мова» РБ / ИНИС-СОФТ, 1999
*Беларуская мова. Сярэдняя школа. Частка 1 РБ / Софт-Перспектива, 2007
*Беларуская мова. Сiнтаксiс i пунктуацыя РБ / Софт-Перспектива, 2008
*Беларуская лiтаратура. Сусвет роднага слова РБ / Софт-Перспектива, 2008
*ПМК «Подготовка к централизованному тестированию по биологии, русскому, белорусскому и английскому языкам» РБ / БГПУ, ИНИС-СОФТ, 2005
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
*Русский язык. 5-10 классы РБ / ЦИРК БГУ, 2006
*Русский язык. 5 класс. Формирование языковой, речевой и лингвокультурологической компетенции РБ / Софт-Перспектива, 2008
*Русский язык. 5-10 классы. Визуальный электронный комплект учебных средств по русскому языку и культуре речи с методикой применения РБ / Софт-Перспектива, 2008
*ПМК «Подготовка к централизованному тестированию по биологии, русскому, белорусскому и английскому языкам» РБ / БГПУ, ИНИС-СОФТ, 2005
ПМК «Русская словарная лексика» РБ / ИНИС-СОФТ
*Русская литература. Эволюция реализма как художественного направления в русской литературе XIX—XX веков РБ / Софт-Перспектива, 2008
**Электронное средство обучения «Формирование орфографической зоркости» авт. Королько Т.С., Игнатович Т.П. СШ №101 г. Минска
ПМК «Русский язык. Средняя школа. Ч.1» РБ / ИНИС-СОФТ
ПМК «Русский язык. Средняя школа. Ч.2» РБ / ИНИС-СОФТ
Хрестоматия по русской литературе РФ / КиМ
Библиотека школьника РФ / Новый диск
1С:Репетитор. Русский язык РФ / 1С
1С:Репетитор. Тесты по орфографии РФ / 1С
1С:Репетитор. Тесты по пунктуации РФ / 1С
МАТЕМАТИКА
*Математика. Стереометрия РБ / IBA, 2008
*Математика. Текстовые задачи РБ / IBA, 2008
*ПМК «Геометрия 8: поддержка учебника Н.М. Рогоновского» РБ / Мозырский государственный педагогический университет, 2005
*Универсальный учебный графопостроитель РБ / Инфотриумф, 2007
*Математика. Информационно-справочная система РБ / Софт-Перспектива, 2007
**Симметрия авт. Анисько А.И., Гуров В.В., Кравченко А.Б. Гимназия №4 г. Витебска
ПМК «Математика. Средняя школа. Ч.1» РБ / ИНИС-СОФТ, 2003
ПМК «Математика. Средняя школа. Ч.2» РБ / ИНИС-СОФТ, 2007
ПМК «Математика. Средняя школа. Ч.3» РБ / ИНИС-СОФТ, 2007
ПК «Наглядная алгебра. 9 класс» РБ / Инфотриумф, 2007
ПМК «Алгебра 10» РБ / Инфотриумф, 2003
ИПС «Математика в задачах и решениях» РБ / Инфотриумф, 2003
Открытая математика 2.6. Планиметрия РФ / Физикон, 2000-2008
Открытая математика 2.6. Стереометрия РФ / Физикон, 2000-2008
Открытая математика 2.6. Функции и графики РФ / Физикон, 2000-2008
1С: Репетитор. Математика. Часть 1 РФ / 1С
Уроки алгебры КиМ 7-8 классы РФ / КиМ
Уроки алгебры КиМ 9 класс РФ / КиМ
Уроки геометрии КиМ 7-9 классы. Часть 1. Часть 2. РФ / КиМ
Уроки геометрии КиМ 10-11 классы. Часть 1. Часть 2. РФ / КиМ
ИНФОРМАТИКА
*Информатика и информационные технологии. Информационно-справочная система РБ / Софт-Перспектива, 2008
**Мультимедийный справочник по основам языка Паскаль авт. Садовская Е.И., Москаленко А.К. СШ №45 г. Витебска
**Электронное средство обучения «Основы веб-конструирования. HTML+CSS» авт. Тарасов Д.А. СШ №1 г. Славгорода Могилевской области
**Основы анимации в Macromedia Flash авт. Кузьмицкая С.Г. СШ №140 г. Минска
**Обучающая программа «Экскурсия по системному блоку» авт. Алексеев Т.Ю. Гимназия №6 г. Бреста
Энциклопедия персонального компьютера и интернета КиМ 2007 РФ / КиМ
Мир информатики РФ / КиМ, 2003
Мир информатики. 3-4 годы обучения РФ / КиМ, 2003
ФИЗИКА И АСТРОНОМИЯ
*Физика. 7 класс РБ / МедиуМ, 2005
*Физика. 8 класс РБ / МедиуМ, 2006
*Физика. Волновая оптика. Комплект компьютерных моделей РБ / Полоцкий госуниверситет, 2008
*Физика. Электричество. Виртуальная лаборатория РБ / Полоцкий госуниверситет, 2008
**Астрофизический портал (http://www.afportal.ru) авт. Грабцевич В.И. Могилевский государственный областной лицей №1
ПМК «Наглядная физика. 9 класс» РБ / Инфотриумф, 2007
ПМК «Наглядная физика. Часть 2» РБ / Инфотриумф, 2009
Уроки физики КиМ для 5-6 классов РФ / КиМ
Уроки физики КиМ для 7-8 классов РФ / КиМ
Уроки физики КиМ  для 9 класса РФ / КиМ
Уроки физики КиМ для 10 класса РФ / КиМ
Уроки физики КиМ для 11 класса РФ / КиМ
Открытая физика 2.6. Часть 1. Часть 2 РФ / Физикон, 2000-2008
Открытая астрономия 2.6 РФ / Физикон, 2004-2008
REDSHIFT РФ / Новый Диск
ХИМИЯ
*Химия. Химический лабораторный практикум. 7-9 класс РБ / ИНИС-СОФТ, 2008
*Химия. Химический лабораторный практикум. 10-11 класс РБ / ИНИС-СОФТ, 2008
*Анимация моделей строения вещества и механизмов химических реакций РБ / ИНИС-СОФТ, 2007
Открытая химия 2.6 РФ / Физикон, 2004-2008
Уроки химии КиМ 8-9 класс РФ / КиМ
Уроки химии КиМ 10-11 класс РФ / КиМ
БИОЛОГИЯ
*Человек и его здоровье РБ / МедиуМ, 2005
*Биология. Генетика РБ / БГУ, 2008
*ПМК «Подготовка к централизованному тестированию по биологии, русскому, белорусскому и английскому языкам» РБ / БГПУ, ИНИС-СОФТ, 2005
**Виртуальный кабинет биологии авт. Клим С.А. Гимназия №5 г. Минска
Уроки биологии КиМ 6-7 классы РФ / КиМ
Уроки биологии КиМ 8 класс РФ / КиМ
Уроки биологии КиМ 9 класс РФ / КиМ
Уроки биологии КиМ 10-11 классы РФ / КиМ
Открытая биология 2.6 РФ / Физикон, 2000-2008
ГЕОГРАФИЯ
*Начальный курс географии. 6-7 класс РБ / МедиуМ, 2007
*Физическая география Беларуси. 10 класс РБ / ИНИС-СОФТ, 2008
Экология. Общий курс РФ / Новый диск
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
*Английский язык. Начальная школа. Часть 1 РБ / МедиуМ, 2007
*ПМК «Подготовка к централизованному тестированию по биологии, русскому, белорусскому и английскому языкам» РБ / БГПУ, ИНИС-СОФТ, 2005
ПМК «Английская лексика» РБ / ИНИС-СОФТ, 2000
REWARD. Уровень 1 Elementary РФ / Новый диск
REWARD. Уровень 2 Pre–Intermediate РФ / Новый диск
REWARD. Уровень 3 Intermediate РФ / Новый диск
REWARD. Уровень 4 Upper–Intermediate РФ / Новый диск
Профессор Хиггинс. Английский без акцента! РФ / ИстраСофт
Профессор Хиггинс. Немецкий без акцента! РФ / ИстраСофт
МУЛЬТИЛЕКС классический РФ / МедиаЛингва
Мультилекс 2.0 большой немецкий РФ / МедиаЛингва
ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ
*Гісторыя Беларусі старажытных часоў.

6 класс

РБ / БГУ, 2005
*Гісторыя Беларусі. Беларускія землі са старажытнейшых часоў да сярэдзіны XVI cт. РБ / Полоцкий госуниверситет, 2008
*Всемирная история. История древнего мира РБ / ИНИС-СОФТ, 2007
*Всемирная история. Всемирная история с древнейших времён до конца XVIII века РБ / Академия Управления, 2008
*Обучающе-тестирующий комплекс «Человек. Общество. Государство» РБ / ИНИС-СОФТ, 2006
*Отечественная и мировая художественная культура. Часть 1 РБ / МедиуМ, 2006
*Отечественная и мировая художественная культура. Часть 2 РБ / МедиуМ, 2007
ПК «Гісторыя Беларусі. Тэматычныя тэсты» РБ / Инфотриумф
ПМК «Гісторыя Беларусі» РБ / ИНИС-СОФТ, 2009
История России. XX век РФ / КлиоСофт
ЧЕРЧЕНИЕ
**Электронное пособие «Черчение» авт. Аксамит Г.Н., Якубович С.А. Гимназия 1 г. Волковыска Гродненской области
ЭЛЕКТРОННЫЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ
Большая энциклопедия КиМ 2009 РФ / КиМ
Детская энциклопедия КиМ 2009 РФ / КиМ
От плуга до лазера Лондон / Dorling Kindersley
Энциклопедия классической музыки РФ / Коминфо
ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ И ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ
**Видеоэкскурсия на мемориал «Детям-жертвам войны» авт. Тарасеня Ж.В.,

Морозов Д.А. Жлобинский государственный профессиональный аграрно-технический колледж

**Годы, опалённые войной. Хроника Великой Победы авт. Андреенко Р.Е.,

Коваленя А.А., Олейник Л.Ф. СШ № 55 г. Минска

**Киноурок «Память» (Афганистан болит в моей душе!) авт. Тимофеев В.А.,

Разнорович Т.Ю., Побегаев П.В.,

Харланов А.А. Могилёвский государственный областной лицей № 1

**Школа Светофора авт. Хаванова С.Н.,

Шмыгер О.И., Валюк Е.А. Гимназия №1 г. Волковыска Гродненской области

**Животный мир: открытия и легенды Сидорович И.Я., Малашко Е.Н., Мисюк К.А. СШ №7 г. Слонима Гродненской области
Программы для обеспечения мониторинга и управления образовательным процессом
Десятибальный мониторинг РБ / Инфотриумф, 2004
ПК «Знак» РБ / ИНИС-СОФТ, 2004-2008
ПараГраф: Учебное заведение XXI РБ / ИНИС-СОФТ

Примечания

1. Символом * отмечены ЭСО, которые разработаны за счет средств республиканского бюджета и распространяются бесплатно для учреждений образования Республики Беларусь.

2. Символом ** отмечены электронные средства обучения победителей республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет», которые распространяются бесплатно для учреждений образования Республики Беларусь.

В научно-методическом журнале «Информатизация образования» публикуется нормативное правовое обеспечение процесса информатизации системы образования, методические материалы и другая полезная информация для учителя.

Добавить комментарий